Последнее танго в лубянском подвале.
Singularity
![](http://img12.imageshost.ru/img/2011/01/03/image_4d21b26cccd11.jpg)
Год: 2010
Разработчик: Raven Software
Издатель: Activision
Жанр: 3D-shooter
Платформа: XboX 360, PS3, PC.
Сразу извиняюсь, что и в этот раз без скриншотов. Дело в том, что я сейчас являюсь счастливым обладателем замечательного соединения с Интернетом в 60 кбит/сек. Загружать скриншоты с такой скоростью - это сущий ад, у меня сам сайт радикала грузится несколько лет. Доберусь до нормального коннекта - обязательно добавлю в обзор скрины, а пока можете ознакомиться с текстовой частью. А можете не ознакамливаться и подождать, пока не доделаю картиночки. Короче говоря, вот.
Обзор. Довольно объёмный. И с обильной нецензурщиной, будьте осторожны.
Сначала небольшое лирическое отступление. Эту игру можно было бы смело издавать под названием "Спиздили!", потому что тут и вправду всё спиздили. Сюжет и концепция мира, "единого в двух лицах" нагло смудоханы у второго Принца Персии и переиначены на научно-фантастическую тематику. Куча всего спидорена из Халфы - в частности периодические мытарства со смуглой тёлочкой под непрекращающийся словесный понос какого-то профессора кислых щей по рации. Местные улучшалки ваших всяких характеристик на основе Е99 слизаны с системы тоников из Биошока. Просто невероятное количество записочек, аудиопосланий, надписей на стенах и прочей такой лабуды, которая какбэ помогает погрузиться в мир, явно позаимствованы из третьего Фоллаута, хотя и сделаны достаточно топорно. Прицел - ну самую малость изменённый порталовский. Даже цвета те же.
Я даже не могу идентифицировать всё, что мне кажется смудоханным откуда-то - просто я уверен, что это уже где-то было, я это видел или читал про это. Например кат-сцены, в которых мы смотрим на призраков, которые что-то там делают, а потом случается пиздец, спецэффекты пропадают, и мы видим истлевшие трупы... Я готов свой огромный член отдать на отсечение космическим лазером, что где-то видел или слышал про что-то совсем похожее, но не могу вспомнить, где. В общем если поиграете, то поймёте сами, я не знаю, как это передать.
Но надо отметить, что спижжено просто отлично. Несмотря на сквозящую вторичность, игра качественная и интересная.
Теперь подробнее и по пунктам.
Начнём с сюжета.
Я прилежно слушал всю хуйню, которую мне сообщали голоса в голове, читал записочки примерно три четверти игры, смотрел видеовставки и вообще вникал в происходящее. И понял я примерно следующее.
Советский Союз, когда узнал, что америкосы намутили ядрёну бомбу, решил, что нужен достойный ответ, и совершенно внезапно был открыт чудо-элемент Е99, который, как выяснилось позже, даже круче, чем цирконий, а быть круче циркония не так-то просто, потому что им лечится сам Михаил Шуфутинский. В частности Е99 оказывал непосредственное влияние на время и пространство и мог даже убирать стеночки в магазинах. Очень Секретная Лаборатория была тут же построена на острове в Охотском море, назвали её Каторга-12, и начали активно изучать Е99, надеясь получить мощный инструмент для постройки коммунизма во всём мире. Но, как это обычно и бывает, что-то пошло не так, на острове всё полетело к чертям, проект закрыли и забыли о нём. Всё это было в 1955м.
В 2010м американская разведка запалила со спутника выброс радиации (что, как я успел выяснить, колдунство не хуже циркония и убирания стеночек в магазине) в районе того острова и послала отряд бравых разведчиков выяснить, что там такое, потому что Москва молчит, а вдруг там новый Чернобыль или выброс матрёшек в водкосферу.
Собственно, с этого момента и начинается игра. Вы летите в Чёрном Вертолёте на этот загадочный остров, но в процессе всю вашу братию настигает мощный голубой выпук, который ломает все ваши винты, конечности и планы. Вы оказываетесь в заброшенном каком-то городе и начинаете вести себя как Чебурашка, который ищет друзей. Не буду дальше вдаваться в совсем уж подробности, скажу только, что по сюжету вам предстоит изрядно помотаться по Каторге-12, переключая рычаги, путешествуя во времени, убивая солдат и мутантов всех мастей, а так же постоянно слушая то тёлочку, то профессора, а в особо тяжёлые моменты - обоих сразу. От них вообще никуда не денешься, они у вас в голове. Пройдя через все тяготы и лишения, вы окажетесь перед жопоразрывающим выбором между... не скажу пока чем и чем, который влияет только на финальный ролик.
Как видите, сюжет почти стандартный для боевика, но сделан крепенько, внутренних каких-то противоречий особых нет, хотя пара моментов меня всё же сильно угнетает. Например эпизод, когда вы ищете бомбу в трюме. Может, это в какой-то степени спойлер, так что те, кому принципиально не знать подробности сюжета, могут переходить сразу к следующему пункту. Так вот. Профессор Профессор отправляет вас в какой-то корабль за бомбой, об этом узнаёт местный Бармалей и посылает карающие отряды за вашей драгоценной жопой. Вместе с этим на корабль с острова пролазят совсем страшные ебаки-мутанты, и типа внутри должно стать жарче, чем в анусе феникса. Лично я вообще не ощутил величия момента. Я как шёл по этому ебучему тесному трюму, пидоря всё двигающееся и двигая всё, что ещё не отпидорил, так и шёл, а профессор постоянно верещал мне в голову, что мол "Вам не выбраться! Там слишком много солдат Бармалея! Спасайтесь! Но вам же всё равно не выбраться... Как же вам тогда спастись... Не забудь про бомбу!" В определённый момент, когда я, ковыряя одной рукой в носу, а второй - тоже в носу, зачистил очередное помещение от мобов, внезапно по рации тёлочка объявила, что пойдёт повторять подвиг Александра Матросова и кинется своей утлой грудью полуторного размера прямо на плотные ряды автоматчиков, а своей симпатичной попкой постарается сдержать непрекращающийся адский поток мерзких тварей с бутылками портвейна "шесть семёрок" вместо глаз и встроенными в паховую область телевизорами, круглосуточно транслирующими "Кривое Зеркало". Через такой ад не пройти даже Дюку Нюкему. Вот и девочка, бодро вскричав что-то нечленораздельное, отправилась кормить рыб. С учётом того, что я уничтожал без проблем практически любые количества солдат и мутантов одновременно, а в тот момент, когда тёлка решила меня спасти, вокруг не было вообще никого, её поступок кажется крайне странным. И мало того, мы обо всём узнаём по рации, нам даже не показывают её подвиг, ибо она по-женски логично решает помешать солдатам снаружи корабля, хотя те не несут для главного героя вообще никакой опасности, потому что они, блядь, снаружи. И ещё мне непонятна её мотивация, потому что любовная ветка в этой игре развивалась примерно так: встреча, несколько миссий соло, 10ти минутная совместная пробежка по местным прериям с переключением рычагов, ВНЕЗАПНОЕ заявление в конце, что она очень рада, что встретилась со мной, "что бы там потом ни случилось", расставание, несколько миссий соло, смерть тёлки под пулями. Ах да, всю игру главный герой молчит, как и Гордон Фримен. Наверное, в этом секрет успеха у девушек. Надо просто вообще всё время молчать и переключать любые встречные рычаги.
О графике и всяком визуальном.
От игры 2010 года я ожидал куда больших тормозов на моём инвалиде, но игра работала на удивление бодро, и особых попыток перейти в слайд-шоу я не заметил. Зато заметил очень неплохую картинку на средних настройках. На максимуме всё выглядело совсем уж феерично, но нормально воевать я с фпс в 6 не могу. Сама по себе игра по большей части проходит во всяких коридорах и подвалах, но они не оставляют ощущения серости. К тому же есть миссии и на открытом воздухе, там картинка сама по себе яркая, если дело происходит днём, или с неплохим освещением, если ночью. Отдельно стоит упомянуть саму сингулярность, которая бьёт в небеса, разверзая там огромное вращающееся отверстие. Лично меня впечатлило, я любил на неё смотреть и думать о всяком вечном. Спецэффекты и взрывы выполнены в стандартной для шутеров манере и воспоминания оставляют приятные. В общем, визуально игра неплохо удалась, особо мне придраться не к чему. Тем более, я не имею на это права в силу особенностей моего ноута.
Звук и музыка.
Я даже немного теряюсь, когда пишу про аудио-часть... С одной стороны, музыка ненавязчивая и свою роль выполняет. В боевых эпизодах она довольно бодренькая, к тому же помогает определить, есть ли ещё выжившие противники. Когда вы ползёте по какой-нибудь кишке, постоянно натыкаясь на трупы или нервно кусаете губы, ожидая какого-нибудь громозеку из-за очередного угла, она "типичная угнетающая". С другой - в ней нет ничего примечательного, она не запомнится, вы даже не узнаете её, если она заиграет отдельно от игры. И непонятно, оценивать ли это как "ок"? И если это "ок", то как тогда быть с музыкой, допустим, из третьей Готики или ещё каких-нибудь игр, где OST даже на отдельном диске выпускают? Мне сложно судить, поэтому скажу, что сделано простенько и качественно.
Что касается актёрской игры в русской локализации, то она вполне соответствует уровню сюжета. Главнй злодей пафосен, Профессор Профессор робок и выражается, как какой-нибудь доцент, главный герой молчалив. Угнетает только очень скудный набор фраз у противников-людей. Они постоянно говорят "Меня зажали", "Я под обстрелом" и "Пора сваливать отсюда!", даже если вы в это время в двух сотнях метров от них вскрываете очередные шкафчики с аптечками и вообще не стреляете. Или вопрошают "Кто-нибудь его видит?!", непосредственно в тот момент, когда вы стоите в пяти метрах напротив, не прикрытый никакими препятствиями. Они даже стреляют по вам с таким криком зачастую.
Дизайн и всякое игровое наполнение.
Уровни в игре не особо разнообразные, но всё-таки отличаются друг от друга и лично мне не надоедали. Разработчики неплохо поработали над содержимым комнат, поэтому помещения выглядят довольно натурально - на столах в кабинетах стоят печатные машинки и телефоны, в лабораториях полно страшных аппаратов, стоят микроскопы, колбы и горелки, лежат журналы наблюдений и записки о ходе исследований. В складских помещениях лежат отчёты о доставке и отправке грузов, в какой-то комнате за столом труп, а перед ним открытая банка консервов и бутылка водки. В общем, мир игры выглядит очень даже живым, насколько этого можно добиться в рамках шутера. Хотя те же записки или найденные аудиозаписи часто выглядят уж слишком притянутыми. Ну не будет школьник младших классов записывать на диктофон сообщение о том, что у него животик бо-бо и он какает светящимися оранжевым светом петлями Мёбиуса. И вообще, записочек и аудиопосланий слишком много, ну не пишут столько люди сами себе, большую часть из написанного в бумажках легче запомнить просто так или нет смысла писать вовсе, если ты только не хочешь таким образом передать послание американскому разведчику, который будет тут шариться через 55 лет.
Теперь насчёт оружия и вашей вундервафли. Набор переносимых стволов самый стандартный, кроме разве что пары пушек, которым я вообще применения так и не нашёл - "игломёт" и орудие с чудесным названием "Детексомёт".
Первое стреляет - никогда не догадаетесь - иглами, которые втыкаются в нежную мякоть очередного пехотинца и спустя какое-то время взрываются в нём. В теории довольно неплохо. На практике вы и в упор попадать будете не всегда, перед выстрелом он очень долго чаржится, а патронов к игломёту можно нести крайне мало. Лежащими в ящиках я их не встречал, так что ещё и докупать постоянно придётся, ибо противники с таким говнищем не ходят, и с трупов собирать не удастся.
За страшным словом "детексомёт" скрывается обычный гранатомёт, который был бы хорош, если бы его максимальная дальность стрельбы по непонятным причинам не равнялась длине пениса главного героя. И если в обычном режиме можно, задрав прицел под 45 градусов, выстрелить хотя бы так, чтобы вас самих не задело, то в альтернативном режиме граната вам тупо под ноги падает. Зажимание кнопки на двадцать секунд бесполезно. Я даже пробовал с разбега стрелять, нихера не помогает. Из рогатки эти гранаты запускать - и то эффективнее было бы.
Но во имя великого баланса херни в природе в игру добавили миниган. Если в большинстве шутеров подобного рода многоствольный пулемёт - явление сугубо эпизодическое и связанное с каким-то совсем лютым пиздецом, который надо пережить, а потом выкинуть орудие и бежать дальше, то тут "автопушка" станет вашем основным оружием с середины игры и до конца, уступая разве что снайперской винтовке в эпизодах с совсем дальними перестрелками. Скорострельность - как у автомата, убойная сила - как у сразу двух Дукалисов, дальность прицельной стрельбы - да не намного меньше, чем у винтовки, патроны практически бесконечные. Сложно придумать более имбовую вещь. Но разработчики постарались и придумали.
Чудо техники под кодовым названием "Охотник", которое стреляет строго по технологиям Е99 пулями, сделанными из Е99. Мне кажется, если достаточно долго походить с этой пушкой, то можно самому превратиться в ебучее Е99. Фишка этой винтовки в том, что если выстрелить, не отпуская правую кнопку мыши, то вы будете управлять полётом пули в режиме, О ДА ДЕТКА, замедления времени. Убивает она с одного попадания в любую часть тела, превращая эту самую часть в фарш. Промазать просто невозможно - обычно успеваешь даже выбрать, что бы такое оторвать вот этому чуваку. Минус только один - её, по абсолютно непонятной логике нельзя таскать, как другое оруже, с собой. То есть вы её берёте, отстреливаете боезапас и выбрасываете, она даже слот не занимает. Вот для минигана карман нашёлся, а для небольшой винтовки - нет. Странно сие.
Теперь о вашем аппарате на левой руке, который называется МВП. Он работает на основе угадайте чего? Правильно, Е99. Естественно, что вещица эта позволяет вам делать разные в высшей степени необычные дела. Состаривать врагов, перемещать предметы во времени, останавливать время в отдельно взятой сфере пространства, двигать и отталкивать предметы, превращать людей в "возвращенцев" и даже лечить рак возложением руки, хотя это и не документированная функция. Звучит интересно, но всё не так радужно. Реально полезны только две функции - состаривание на крабах, потому что все другие метобы борьбы с ними заканчиваются жёсткой и болезненной анальной карой главного героя с последующей загрузкой контрольной точки, и шар остановки времени, который позволяет быстро и незатейливо выигрывать любые коридорные бои. Остальные функции либо используются в ущербных головоломках в стиле "подопри ящиком двери" или "омолоди лестницу, чтобы подняться по ней", либо просто бессмысленны, как например превращение в зомби. "Возвращенец"-то, конечно, убьёт пару солдат, но потратит на это кучу времени и потом всё равно придётся его самого ещё убивать. Задумка неплохая, но выполнено не очень хорошо. То же самое можно сказать и о МВП в целом - могло получиться очень оригинальное устройство, если бы идеи манипуляций временем развили дальше. А так получилась типичная вундервафля без особой изюминки.
Игровой процесс.
Чем же мы будем заниматься всю игру? В самом начале будет некий хоррор, когда патронов мало, в заброшенной школе страшно до усрачки, трупы норовят с внезапным воплем вскочить и разорвать вам лицо на две части, вы постоянно слышите какие-то жуткие звуки завываний и чавканья, как будто попали на второй день свадьбы. Затем вы понемногу начнёте обрастать оружием и патронными отложениями, бои постепенно перейдут из разряда напряжённых столкновений с 2-3 противниками в более массовые вариации, найдёте МВП, который несколько разнообразит боевые действия. И до самого конца игры будете выполнять поручения доцента, который, видимо, единственный, кто искренне желает, чтобы ход истории изменился обратно. Попутно вам предстоит перебить порядочное количество солдат и мутантов, подёргать кучу рычагов, несколько раз схватиться с мини-боссами, чтобы в итоге попасть в гланую Цитадель Зла, из которой в небо ебашит сингулярность. И вот там-то вас и настигнет единственный в этой игре существенный выбор. О нём подробнее в заключении. А что касается качества игрового процесса, то он хорош. Не претендует на прорывность, но вобрал в себя многие положительные моменты из других игр. Да, пусть головоломки не представляют не то что трудности, но даже интереса, их не так и много. Перестрелки часто меняются с коридорных противостояний, где решает реакция и дробовик, на схватки на открытой местности. А потом вас ненавязчиво суют в заброшенный коллектор, где придётся на корточках пробираться мимо слепых мутантов, которые однако очень хорошо слышат. Огорчает только то, что бои слишком лёгкие. Противники не в состоянии оказать хоть какое-то серьёзное сопротивление, тычутся в укрытия, выставляя филе на прострел, с оружием управляются не просто плохо, а так, будто ими играет команда-аутсайдер турнира по CS 1.6 среди третьих классов школы для детей с девиантным поведением. На всю игру есть только два момента, которые лично меня заставляли грузить контрольную точку по 20 раз.
Первое - когда вы выходите к заброшенной церкви, ещё в самом начале. Эпизод примечателен тем, что это чуть ли не самое первое знакомство с мутантами в бронежилетах с надписью "ОХРАНА". Первые несколько смертей я списал на то, что эти ребята с огромными синюшными головами, которые норовят на вас напрыгнуть и поохранять, действительно очень похожи на охранников у меня в университете. Тот же пустой взгляд, те же нелепые движения ручками, та же выдвинутая вперёд челюсть, открывающаяся только затем, чтобы гаркнуть "МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК! СТУДЕНЧЕСКИЙ!" или ухватить за фильтр сигарету "ПЕТР I". Мне было страшно. Я каждый раз бросал мышку и начинал шарить по заднему карману в поисках студака. Но потом страх потихоньку ушёл, и я понял, что дело не совсем во мне. Дело в том, что патронов к револьверу можно в принципе таскать меньше, чем необходимо для убийства всех респающихся вокруг мутантов, даже если вы хэдшотите как чёрт. Я попробовал добивать ножом, но куда тщедушному американскому разведчику тягаться с советскими охранниками? Оказалось, выход был. Когда главный герой подходит к церкви, запускается нечто вроде сценки, когда вас окружает белое сияние и вы видите дела давно минувших дней. Игра покажет вам, как трое или четверо, не помню уже, ребят заходят в церковь, чтобы укрыться от монстров. Естественно, я следовал каждый раз за ними, чтобы попытаться открыть дверь и включить скрипт на появление мутантов. И только где-то на 30й попытке, я случайно увидел, что прямо перед входом в церковь на земле валяется дробовик. На светло-серых текстурах камней, лежит подсвеченный белым по всем контурам дробовик, который ВООБЩЕ не видно во время ролика с белёсым сиянием - вы просто смотрите не туда. Тому, кто это придумал, надо оторвать мошонку, покрасить её в белый цвет и оставить в огромной полностью белой комнате. И заставить бывшего владельца искать её там. Мудак. Наверное, это он же придумал и следующий момент.
Я бы назвал этот эпизод "Знакомство с Факерами". После какой-то беседы с доцентом, вас отправляют - как говорят на цс_мэншн - шариться по говну. Надо лазить по каким-то кишкам вентиляции, совмещённой с канализацией, пока под вами не рухнет пол и вы не упадёте в какую-то страшную комнату с огромными оранжевыми яйцами на всех стенах. Тут же на вас кидается немножко каких-то крабообразных существ, которые радостно мельтешат у вас под ногами оранжевым шариком на спине и весело взрываются, снося вам ощутимую часть здоровья. Я стойко это вытерпел, полечился и пошёл открывать дверь. Из прохода и боковых вентиляционных люков посыпались миллиарды крабов и побежали в мою сторону, мерзко хихича. У меня с собой были снайперская винтовка и дробовик. Я выхватил дробан и начал адски стрейфиться и отстреливаться "тачанкой", как самый распоследний задрот Анрил Торнамента, вертелся, как юла, прыгал с разворотами, как ебучий Плющенко, но меня всё равно окружали и пидорили. Потом я уже забил на крабов и тупо бежал, наивно надеясь, что они отстанут. Часть, может, и отстала, но по пути в коридоре они продолжили респаться со всех сторон и яростно залазить мне в анус, оставляя царапины на нежных американско-разведывательных ягодицах. Я выжрал 4 аптечки из 5 имевшихся, но таки смог попытки эдак с 25й дойти до лестницы и наступить на следующую контрольную точку. Это был ад.
Потом крабы встречаются, но не в таких количествах, и у вас будет миниган, который позволяет хоть как-то выживать против этих сатанинских отродий. Но самое страшное откровение ждало меня потом. Когда до конца остаётся примерно час игрового времени, вас ещё раз сталкивают с крабами, но в этот раз система подсказок внезапно заявляет, что неплохо бы старить крабов кнопкой Q. Мол, это заражает их Е99, и остальные мелкие мудаки начинают пидорить заражённого. Я попробовал - и вправду. Заражаешь одного, и вся куча начинает взрываться вокруг него, пока тот не умрёт какой-то своей смертью. То есть всю ту огромную толпу крабов, ебавшую меня битых два часа, можно было разогнать тремя нажатиями кнопки Q? Почему, блядь, я узнаю о такой интересной возможности за час до конца игры? Кто, ёбтвоюмать, до этого додумался? Ах да, тот чувак, который свою мошонку ищет в белой комнате. Вот я бы ему ещё и этих крабов(естественно, покрашенных в белый цвет) запустил туда, чтобы он тоже ощутил, каково это - стать кораблём-маткой для целой нации ракообразных.
Собственно, после этих двух эпизодов, которые приходятся на первую треть игры, всё остальное покажется совсем детским садом.
Заключение.
Вот и настал момент поговорить о концовке и сделать вывод - хороша игра, или нет. Будут спойлеры, поэтому если не хотите - не читатйте часть про финал, а сразу переходите к итогам.
После примерно 10 часов прохождения я наконец-то пришёл с бомбой-Е99 к сингулярности, переместился в прошлое и уебал всё к чертям, как и просил профессор. Вернувшись в наши дни, я был немного озадачен - сингулярность осталась, а позади меня Бармалей тыкал револьвером в лицо доценту. Оказалось, что взрыв сингулярности нихуя не решение головоломки, а суть беды в том, что в самой первой миссии я попал в прошлое и спас из огня какого-то мужика, оказавшегося молодым главным злодеем, что и изменило ход истории. И чтобы вернуть всё как было, нужно ещё раз мотнуться туда и помешать самому себе спасти Бармалея. По непонятной мне логике это можно сделать, только убив себя-в-прошлом, что приведёт, естественно, к гибели меня-в-настоящем. По мнению профессора, по-другому нельзя. Попытаться просто прострелить ногу и объяснить ситуацию, а потом бросить спасаемого обратно в огонь - не катит почему-то. И если вы так сделаете, то получите одну концовку. Злодей предлагает другой план. Прострелить лицо доброму учёному и править миром вместе, что даст вторую концовку. Но когда я прошёл всё это в первый раз, я избрал свой путь и вышиб мозги обоим мудакам, потому что добряк меня заебал непрекращавшимся вещанием по рации, а злыдень мне просто не нравился, потому что вёл себя как последний ебалай. И случилось то, на что я даже не надеялся. Третья концовка, в которой вы становитесь командиром мира, потому что ваш скилл войны, развившийся до божестенности после крабов, вместе с МВП открывают для вас все возможности для получения власти на Земле. И я остался доволен.
Как итог - игра хороша. Пусть не без недостатков и каких-то обидных перекосов, но играть интересно и ненапряжно. Конечно, можно было сделать лучше, но и то, что получилось, выглядит более чем достойно. Поэтому я советую всем любителям старых шутеров, где нет пряток за укрытиями и самовосстановления здоровья, поиграть в неё, должна понравиться.
![](http://img12.imageshost.ru/img/2011/01/03/image_4d21b26cccd11.jpg)
Год: 2010
Разработчик: Raven Software
Издатель: Activision
Жанр: 3D-shooter
Платформа: XboX 360, PS3, PC.
Сразу извиняюсь, что и в этот раз без скриншотов. Дело в том, что я сейчас являюсь счастливым обладателем замечательного соединения с Интернетом в 60 кбит/сек. Загружать скриншоты с такой скоростью - это сущий ад, у меня сам сайт радикала грузится несколько лет. Доберусь до нормального коннекта - обязательно добавлю в обзор скрины, а пока можете ознакомиться с текстовой частью. А можете не ознакамливаться и подождать, пока не доделаю картиночки. Короче говоря, вот.
Обзор. Довольно объёмный. И с обильной нецензурщиной, будьте осторожны.
Сначала небольшое лирическое отступление. Эту игру можно было бы смело издавать под названием "Спиздили!", потому что тут и вправду всё спиздили. Сюжет и концепция мира, "единого в двух лицах" нагло смудоханы у второго Принца Персии и переиначены на научно-фантастическую тематику. Куча всего спидорена из Халфы - в частности периодические мытарства со смуглой тёлочкой под непрекращающийся словесный понос какого-то профессора кислых щей по рации. Местные улучшалки ваших всяких характеристик на основе Е99 слизаны с системы тоников из Биошока. Просто невероятное количество записочек, аудиопосланий, надписей на стенах и прочей такой лабуды, которая какбэ помогает погрузиться в мир, явно позаимствованы из третьего Фоллаута, хотя и сделаны достаточно топорно. Прицел - ну самую малость изменённый порталовский. Даже цвета те же.
Я даже не могу идентифицировать всё, что мне кажется смудоханным откуда-то - просто я уверен, что это уже где-то было, я это видел или читал про это. Например кат-сцены, в которых мы смотрим на призраков, которые что-то там делают, а потом случается пиздец, спецэффекты пропадают, и мы видим истлевшие трупы... Я готов свой огромный член отдать на отсечение космическим лазером, что где-то видел или слышал про что-то совсем похожее, но не могу вспомнить, где. В общем если поиграете, то поймёте сами, я не знаю, как это передать.
Но надо отметить, что спижжено просто отлично. Несмотря на сквозящую вторичность, игра качественная и интересная.
Теперь подробнее и по пунктам.
Начнём с сюжета.
Я прилежно слушал всю хуйню, которую мне сообщали голоса в голове, читал записочки примерно три четверти игры, смотрел видеовставки и вообще вникал в происходящее. И понял я примерно следующее.
Советский Союз, когда узнал, что америкосы намутили ядрёну бомбу, решил, что нужен достойный ответ, и совершенно внезапно был открыт чудо-элемент Е99, который, как выяснилось позже, даже круче, чем цирконий, а быть круче циркония не так-то просто, потому что им лечится сам Михаил Шуфутинский. В частности Е99 оказывал непосредственное влияние на время и пространство и мог даже убирать стеночки в магазинах. Очень Секретная Лаборатория была тут же построена на острове в Охотском море, назвали её Каторга-12, и начали активно изучать Е99, надеясь получить мощный инструмент для постройки коммунизма во всём мире. Но, как это обычно и бывает, что-то пошло не так, на острове всё полетело к чертям, проект закрыли и забыли о нём. Всё это было в 1955м.
В 2010м американская разведка запалила со спутника выброс радиации (что, как я успел выяснить, колдунство не хуже циркония и убирания стеночек в магазине) в районе того острова и послала отряд бравых разведчиков выяснить, что там такое, потому что Москва молчит, а вдруг там новый Чернобыль или выброс матрёшек в водкосферу.
Собственно, с этого момента и начинается игра. Вы летите в Чёрном Вертолёте на этот загадочный остров, но в процессе всю вашу братию настигает мощный голубой выпук, который ломает все ваши винты, конечности и планы. Вы оказываетесь в заброшенном каком-то городе и начинаете вести себя как Чебурашка, который ищет друзей. Не буду дальше вдаваться в совсем уж подробности, скажу только, что по сюжету вам предстоит изрядно помотаться по Каторге-12, переключая рычаги, путешествуя во времени, убивая солдат и мутантов всех мастей, а так же постоянно слушая то тёлочку, то профессора, а в особо тяжёлые моменты - обоих сразу. От них вообще никуда не денешься, они у вас в голове. Пройдя через все тяготы и лишения, вы окажетесь перед жопоразрывающим выбором между... не скажу пока чем и чем, который влияет только на финальный ролик.
Как видите, сюжет почти стандартный для боевика, но сделан крепенько, внутренних каких-то противоречий особых нет, хотя пара моментов меня всё же сильно угнетает. Например эпизод, когда вы ищете бомбу в трюме. Может, это в какой-то степени спойлер, так что те, кому принципиально не знать подробности сюжета, могут переходить сразу к следующему пункту. Так вот. Профессор Профессор отправляет вас в какой-то корабль за бомбой, об этом узнаёт местный Бармалей и посылает карающие отряды за вашей драгоценной жопой. Вместе с этим на корабль с острова пролазят совсем страшные ебаки-мутанты, и типа внутри должно стать жарче, чем в анусе феникса. Лично я вообще не ощутил величия момента. Я как шёл по этому ебучему тесному трюму, пидоря всё двигающееся и двигая всё, что ещё не отпидорил, так и шёл, а профессор постоянно верещал мне в голову, что мол "Вам не выбраться! Там слишком много солдат Бармалея! Спасайтесь! Но вам же всё равно не выбраться... Как же вам тогда спастись... Не забудь про бомбу!" В определённый момент, когда я, ковыряя одной рукой в носу, а второй - тоже в носу, зачистил очередное помещение от мобов, внезапно по рации тёлочка объявила, что пойдёт повторять подвиг Александра Матросова и кинется своей утлой грудью полуторного размера прямо на плотные ряды автоматчиков, а своей симпатичной попкой постарается сдержать непрекращающийся адский поток мерзких тварей с бутылками портвейна "шесть семёрок" вместо глаз и встроенными в паховую область телевизорами, круглосуточно транслирующими "Кривое Зеркало". Через такой ад не пройти даже Дюку Нюкему. Вот и девочка, бодро вскричав что-то нечленораздельное, отправилась кормить рыб. С учётом того, что я уничтожал без проблем практически любые количества солдат и мутантов одновременно, а в тот момент, когда тёлка решила меня спасти, вокруг не было вообще никого, её поступок кажется крайне странным. И мало того, мы обо всём узнаём по рации, нам даже не показывают её подвиг, ибо она по-женски логично решает помешать солдатам снаружи корабля, хотя те не несут для главного героя вообще никакой опасности, потому что они, блядь, снаружи. И ещё мне непонятна её мотивация, потому что любовная ветка в этой игре развивалась примерно так: встреча, несколько миссий соло, 10ти минутная совместная пробежка по местным прериям с переключением рычагов, ВНЕЗАПНОЕ заявление в конце, что она очень рада, что встретилась со мной, "что бы там потом ни случилось", расставание, несколько миссий соло, смерть тёлки под пулями. Ах да, всю игру главный герой молчит, как и Гордон Фримен. Наверное, в этом секрет успеха у девушек. Надо просто вообще всё время молчать и переключать любые встречные рычаги.
О графике и всяком визуальном.
От игры 2010 года я ожидал куда больших тормозов на моём инвалиде, но игра работала на удивление бодро, и особых попыток перейти в слайд-шоу я не заметил. Зато заметил очень неплохую картинку на средних настройках. На максимуме всё выглядело совсем уж феерично, но нормально воевать я с фпс в 6 не могу. Сама по себе игра по большей части проходит во всяких коридорах и подвалах, но они не оставляют ощущения серости. К тому же есть миссии и на открытом воздухе, там картинка сама по себе яркая, если дело происходит днём, или с неплохим освещением, если ночью. Отдельно стоит упомянуть саму сингулярность, которая бьёт в небеса, разверзая там огромное вращающееся отверстие. Лично меня впечатлило, я любил на неё смотреть и думать о всяком вечном. Спецэффекты и взрывы выполнены в стандартной для шутеров манере и воспоминания оставляют приятные. В общем, визуально игра неплохо удалась, особо мне придраться не к чему. Тем более, я не имею на это права в силу особенностей моего ноута.
Звук и музыка.
Я даже немного теряюсь, когда пишу про аудио-часть... С одной стороны, музыка ненавязчивая и свою роль выполняет. В боевых эпизодах она довольно бодренькая, к тому же помогает определить, есть ли ещё выжившие противники. Когда вы ползёте по какой-нибудь кишке, постоянно натыкаясь на трупы или нервно кусаете губы, ожидая какого-нибудь громозеку из-за очередного угла, она "типичная угнетающая". С другой - в ней нет ничего примечательного, она не запомнится, вы даже не узнаете её, если она заиграет отдельно от игры. И непонятно, оценивать ли это как "ок"? И если это "ок", то как тогда быть с музыкой, допустим, из третьей Готики или ещё каких-нибудь игр, где OST даже на отдельном диске выпускают? Мне сложно судить, поэтому скажу, что сделано простенько и качественно.
Что касается актёрской игры в русской локализации, то она вполне соответствует уровню сюжета. Главнй злодей пафосен, Профессор Профессор робок и выражается, как какой-нибудь доцент, главный герой молчалив. Угнетает только очень скудный набор фраз у противников-людей. Они постоянно говорят "Меня зажали", "Я под обстрелом" и "Пора сваливать отсюда!", даже если вы в это время в двух сотнях метров от них вскрываете очередные шкафчики с аптечками и вообще не стреляете. Или вопрошают "Кто-нибудь его видит?!", непосредственно в тот момент, когда вы стоите в пяти метрах напротив, не прикрытый никакими препятствиями. Они даже стреляют по вам с таким криком зачастую.
Дизайн и всякое игровое наполнение.
Уровни в игре не особо разнообразные, но всё-таки отличаются друг от друга и лично мне не надоедали. Разработчики неплохо поработали над содержимым комнат, поэтому помещения выглядят довольно натурально - на столах в кабинетах стоят печатные машинки и телефоны, в лабораториях полно страшных аппаратов, стоят микроскопы, колбы и горелки, лежат журналы наблюдений и записки о ходе исследований. В складских помещениях лежат отчёты о доставке и отправке грузов, в какой-то комнате за столом труп, а перед ним открытая банка консервов и бутылка водки. В общем, мир игры выглядит очень даже живым, насколько этого можно добиться в рамках шутера. Хотя те же записки или найденные аудиозаписи часто выглядят уж слишком притянутыми. Ну не будет школьник младших классов записывать на диктофон сообщение о том, что у него животик бо-бо и он какает светящимися оранжевым светом петлями Мёбиуса. И вообще, записочек и аудиопосланий слишком много, ну не пишут столько люди сами себе, большую часть из написанного в бумажках легче запомнить просто так или нет смысла писать вовсе, если ты только не хочешь таким образом передать послание американскому разведчику, который будет тут шариться через 55 лет.
Теперь насчёт оружия и вашей вундервафли. Набор переносимых стволов самый стандартный, кроме разве что пары пушек, которым я вообще применения так и не нашёл - "игломёт" и орудие с чудесным названием "Детексомёт".
Первое стреляет - никогда не догадаетесь - иглами, которые втыкаются в нежную мякоть очередного пехотинца и спустя какое-то время взрываются в нём. В теории довольно неплохо. На практике вы и в упор попадать будете не всегда, перед выстрелом он очень долго чаржится, а патронов к игломёту можно нести крайне мало. Лежащими в ящиках я их не встречал, так что ещё и докупать постоянно придётся, ибо противники с таким говнищем не ходят, и с трупов собирать не удастся.
За страшным словом "детексомёт" скрывается обычный гранатомёт, который был бы хорош, если бы его максимальная дальность стрельбы по непонятным причинам не равнялась длине пениса главного героя. И если в обычном режиме можно, задрав прицел под 45 градусов, выстрелить хотя бы так, чтобы вас самих не задело, то в альтернативном режиме граната вам тупо под ноги падает. Зажимание кнопки на двадцать секунд бесполезно. Я даже пробовал с разбега стрелять, нихера не помогает. Из рогатки эти гранаты запускать - и то эффективнее было бы.
Но во имя великого баланса херни в природе в игру добавили миниган. Если в большинстве шутеров подобного рода многоствольный пулемёт - явление сугубо эпизодическое и связанное с каким-то совсем лютым пиздецом, который надо пережить, а потом выкинуть орудие и бежать дальше, то тут "автопушка" станет вашем основным оружием с середины игры и до конца, уступая разве что снайперской винтовке в эпизодах с совсем дальними перестрелками. Скорострельность - как у автомата, убойная сила - как у сразу двух Дукалисов, дальность прицельной стрельбы - да не намного меньше, чем у винтовки, патроны практически бесконечные. Сложно придумать более имбовую вещь. Но разработчики постарались и придумали.
Чудо техники под кодовым названием "Охотник", которое стреляет строго по технологиям Е99 пулями, сделанными из Е99. Мне кажется, если достаточно долго походить с этой пушкой, то можно самому превратиться в ебучее Е99. Фишка этой винтовки в том, что если выстрелить, не отпуская правую кнопку мыши, то вы будете управлять полётом пули в режиме, О ДА ДЕТКА, замедления времени. Убивает она с одного попадания в любую часть тела, превращая эту самую часть в фарш. Промазать просто невозможно - обычно успеваешь даже выбрать, что бы такое оторвать вот этому чуваку. Минус только один - её, по абсолютно непонятной логике нельзя таскать, как другое оруже, с собой. То есть вы её берёте, отстреливаете боезапас и выбрасываете, она даже слот не занимает. Вот для минигана карман нашёлся, а для небольшой винтовки - нет. Странно сие.
Теперь о вашем аппарате на левой руке, который называется МВП. Он работает на основе угадайте чего? Правильно, Е99. Естественно, что вещица эта позволяет вам делать разные в высшей степени необычные дела. Состаривать врагов, перемещать предметы во времени, останавливать время в отдельно взятой сфере пространства, двигать и отталкивать предметы, превращать людей в "возвращенцев" и даже лечить рак возложением руки, хотя это и не документированная функция. Звучит интересно, но всё не так радужно. Реально полезны только две функции - состаривание на крабах, потому что все другие метобы борьбы с ними заканчиваются жёсткой и болезненной анальной карой главного героя с последующей загрузкой контрольной точки, и шар остановки времени, который позволяет быстро и незатейливо выигрывать любые коридорные бои. Остальные функции либо используются в ущербных головоломках в стиле "подопри ящиком двери" или "омолоди лестницу, чтобы подняться по ней", либо просто бессмысленны, как например превращение в зомби. "Возвращенец"-то, конечно, убьёт пару солдат, но потратит на это кучу времени и потом всё равно придётся его самого ещё убивать. Задумка неплохая, но выполнено не очень хорошо. То же самое можно сказать и о МВП в целом - могло получиться очень оригинальное устройство, если бы идеи манипуляций временем развили дальше. А так получилась типичная вундервафля без особой изюминки.
Игровой процесс.
Чем же мы будем заниматься всю игру? В самом начале будет некий хоррор, когда патронов мало, в заброшенной школе страшно до усрачки, трупы норовят с внезапным воплем вскочить и разорвать вам лицо на две части, вы постоянно слышите какие-то жуткие звуки завываний и чавканья, как будто попали на второй день свадьбы. Затем вы понемногу начнёте обрастать оружием и патронными отложениями, бои постепенно перейдут из разряда напряжённых столкновений с 2-3 противниками в более массовые вариации, найдёте МВП, который несколько разнообразит боевые действия. И до самого конца игры будете выполнять поручения доцента, который, видимо, единственный, кто искренне желает, чтобы ход истории изменился обратно. Попутно вам предстоит перебить порядочное количество солдат и мутантов, подёргать кучу рычагов, несколько раз схватиться с мини-боссами, чтобы в итоге попасть в гланую Цитадель Зла, из которой в небо ебашит сингулярность. И вот там-то вас и настигнет единственный в этой игре существенный выбор. О нём подробнее в заключении. А что касается качества игрового процесса, то он хорош. Не претендует на прорывность, но вобрал в себя многие положительные моменты из других игр. Да, пусть головоломки не представляют не то что трудности, но даже интереса, их не так и много. Перестрелки часто меняются с коридорных противостояний, где решает реакция и дробовик, на схватки на открытой местности. А потом вас ненавязчиво суют в заброшенный коллектор, где придётся на корточках пробираться мимо слепых мутантов, которые однако очень хорошо слышат. Огорчает только то, что бои слишком лёгкие. Противники не в состоянии оказать хоть какое-то серьёзное сопротивление, тычутся в укрытия, выставляя филе на прострел, с оружием управляются не просто плохо, а так, будто ими играет команда-аутсайдер турнира по CS 1.6 среди третьих классов школы для детей с девиантным поведением. На всю игру есть только два момента, которые лично меня заставляли грузить контрольную точку по 20 раз.
Первое - когда вы выходите к заброшенной церкви, ещё в самом начале. Эпизод примечателен тем, что это чуть ли не самое первое знакомство с мутантами в бронежилетах с надписью "ОХРАНА". Первые несколько смертей я списал на то, что эти ребята с огромными синюшными головами, которые норовят на вас напрыгнуть и поохранять, действительно очень похожи на охранников у меня в университете. Тот же пустой взгляд, те же нелепые движения ручками, та же выдвинутая вперёд челюсть, открывающаяся только затем, чтобы гаркнуть "МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК! СТУДЕНЧЕСКИЙ!" или ухватить за фильтр сигарету "ПЕТР I". Мне было страшно. Я каждый раз бросал мышку и начинал шарить по заднему карману в поисках студака. Но потом страх потихоньку ушёл, и я понял, что дело не совсем во мне. Дело в том, что патронов к револьверу можно в принципе таскать меньше, чем необходимо для убийства всех респающихся вокруг мутантов, даже если вы хэдшотите как чёрт. Я попробовал добивать ножом, но куда тщедушному американскому разведчику тягаться с советскими охранниками? Оказалось, выход был. Когда главный герой подходит к церкви, запускается нечто вроде сценки, когда вас окружает белое сияние и вы видите дела давно минувших дней. Игра покажет вам, как трое или четверо, не помню уже, ребят заходят в церковь, чтобы укрыться от монстров. Естественно, я следовал каждый раз за ними, чтобы попытаться открыть дверь и включить скрипт на появление мутантов. И только где-то на 30й попытке, я случайно увидел, что прямо перед входом в церковь на земле валяется дробовик. На светло-серых текстурах камней, лежит подсвеченный белым по всем контурам дробовик, который ВООБЩЕ не видно во время ролика с белёсым сиянием - вы просто смотрите не туда. Тому, кто это придумал, надо оторвать мошонку, покрасить её в белый цвет и оставить в огромной полностью белой комнате. И заставить бывшего владельца искать её там. Мудак. Наверное, это он же придумал и следующий момент.
Я бы назвал этот эпизод "Знакомство с Факерами". После какой-то беседы с доцентом, вас отправляют - как говорят на цс_мэншн - шариться по говну. Надо лазить по каким-то кишкам вентиляции, совмещённой с канализацией, пока под вами не рухнет пол и вы не упадёте в какую-то страшную комнату с огромными оранжевыми яйцами на всех стенах. Тут же на вас кидается немножко каких-то крабообразных существ, которые радостно мельтешат у вас под ногами оранжевым шариком на спине и весело взрываются, снося вам ощутимую часть здоровья. Я стойко это вытерпел, полечился и пошёл открывать дверь. Из прохода и боковых вентиляционных люков посыпались миллиарды крабов и побежали в мою сторону, мерзко хихича. У меня с собой были снайперская винтовка и дробовик. Я выхватил дробан и начал адски стрейфиться и отстреливаться "тачанкой", как самый распоследний задрот Анрил Торнамента, вертелся, как юла, прыгал с разворотами, как ебучий Плющенко, но меня всё равно окружали и пидорили. Потом я уже забил на крабов и тупо бежал, наивно надеясь, что они отстанут. Часть, может, и отстала, но по пути в коридоре они продолжили респаться со всех сторон и яростно залазить мне в анус, оставляя царапины на нежных американско-разведывательных ягодицах. Я выжрал 4 аптечки из 5 имевшихся, но таки смог попытки эдак с 25й дойти до лестницы и наступить на следующую контрольную точку. Это был ад.
Потом крабы встречаются, но не в таких количествах, и у вас будет миниган, который позволяет хоть как-то выживать против этих сатанинских отродий. Но самое страшное откровение ждало меня потом. Когда до конца остаётся примерно час игрового времени, вас ещё раз сталкивают с крабами, но в этот раз система подсказок внезапно заявляет, что неплохо бы старить крабов кнопкой Q. Мол, это заражает их Е99, и остальные мелкие мудаки начинают пидорить заражённого. Я попробовал - и вправду. Заражаешь одного, и вся куча начинает взрываться вокруг него, пока тот не умрёт какой-то своей смертью. То есть всю ту огромную толпу крабов, ебавшую меня битых два часа, можно было разогнать тремя нажатиями кнопки Q? Почему, блядь, я узнаю о такой интересной возможности за час до конца игры? Кто, ёбтвоюмать, до этого додумался? Ах да, тот чувак, который свою мошонку ищет в белой комнате. Вот я бы ему ещё и этих крабов(естественно, покрашенных в белый цвет) запустил туда, чтобы он тоже ощутил, каково это - стать кораблём-маткой для целой нации ракообразных.
Собственно, после этих двух эпизодов, которые приходятся на первую треть игры, всё остальное покажется совсем детским садом.
Заключение.
Вот и настал момент поговорить о концовке и сделать вывод - хороша игра, или нет. Будут спойлеры, поэтому если не хотите - не читатйте часть про финал, а сразу переходите к итогам.
После примерно 10 часов прохождения я наконец-то пришёл с бомбой-Е99 к сингулярности, переместился в прошлое и уебал всё к чертям, как и просил профессор. Вернувшись в наши дни, я был немного озадачен - сингулярность осталась, а позади меня Бармалей тыкал револьвером в лицо доценту. Оказалось, что взрыв сингулярности нихуя не решение головоломки, а суть беды в том, что в самой первой миссии я попал в прошлое и спас из огня какого-то мужика, оказавшегося молодым главным злодеем, что и изменило ход истории. И чтобы вернуть всё как было, нужно ещё раз мотнуться туда и помешать самому себе спасти Бармалея. По непонятной мне логике это можно сделать, только убив себя-в-прошлом, что приведёт, естественно, к гибели меня-в-настоящем. По мнению профессора, по-другому нельзя. Попытаться просто прострелить ногу и объяснить ситуацию, а потом бросить спасаемого обратно в огонь - не катит почему-то. И если вы так сделаете, то получите одну концовку. Злодей предлагает другой план. Прострелить лицо доброму учёному и править миром вместе, что даст вторую концовку. Но когда я прошёл всё это в первый раз, я избрал свой путь и вышиб мозги обоим мудакам, потому что добряк меня заебал непрекращавшимся вещанием по рации, а злыдень мне просто не нравился, потому что вёл себя как последний ебалай. И случилось то, на что я даже не надеялся. Третья концовка, в которой вы становитесь командиром мира, потому что ваш скилл войны, развившийся до божестенности после крабов, вместе с МВП открывают для вас все возможности для получения власти на Земле. И я остался доволен.
Как итог - игра хороша. Пусть не без недостатков и каких-то обидных перекосов, но играть интересно и ненапряжно. Конечно, можно было сделать лучше, но и то, что получилось, выглядит более чем достойно. Поэтому я советую всем любителям старых шутеров, где нет пряток за укрытиями и самовосстановления здоровья, поиграть в неё, должна понравиться.
По поводу неназванного, но где-то виданного...
ДА ЭТО ЖЕ FEAR!!!!
на самом деле многое из этого было и до указанных тайтлов, как в сюжете, так и в геймплее, и это далеко не секрет. Просто эта игра видимо намешала в себе все подряд.
Я хочу уже этот е99
а вообще, спойлеры прячь под кат, будь человеком!
Угу.
прячь под кат
Я под кат сам обзор спрятал. Не уверен, что можно ещё и внутри под кат прятать. Там есть какая-то методика прятания спойлеров, но я не умею, поэтому пишу, как есть.