Dragon Age: Inquisition
Разраб-к: BioWare
Издатель: EA
Год: 2014
Жанр: (экшн?)РПГ, оскорбление чувств гомофобов и мизогонов

Годная РПГ. (Именно РПГ, а не экшончик с возможностью сменить штаны.) Есть много чего для счастья.
Голые мужики.
Даркфэнтези.
Продуманный мир.
Кастомизация.
Не нужно играть в предыдущие части, чтоб понять, что происходит.
Выбор классов.
Возможность нести ответственность за свои поступкии утратить все полимеры.
Воображаемые друзья.
Больше заебистые карты.
Адекватная экономикаРоссии.
Персонажи с продуманными характерами и историями. (На которых не посрать.)
100500 квестов.
100500 квестов, которые ты пропустил.
ЭЛЬФЫ!
КУНАРИ!!!
Недостатки тоже есть, и немало. Но их меньше.
Кто на знал (типа меня), а Dragon Age - это большой и крутой по лору дарк-фэнтезийный мир с драконами, эльфами, гномами, магами, паладинами, чупакабрами, гомоеблей и кровякой.
Но если мир Толкиена уже безнадежно морально устарел, то "DA" – это уже то, что надо сегодня.
Есть три полноценные (консольные) игры: «Dragon Age: Origins», «Dragon Age 2», «Dragon Age: Inquisition». (На ПК они изданы через жопу. В смысле, с принудительной русской озвучкой и интерфейсом. Это не для слабонервных.)
Дебри лора усложняют романы, комиксы и казуальные аддоны на телефон/браузер. Но про это я не буду. (Сценаристов, тем более, уже прогнали, так что будущее серии туманно.)
«Dragon Age: Inquisition» - самая последняя мультиплатформенная игра. И… самая позитивная. Теперь у нас солнышко светит, а рабство, чума, кровавые жертвы, угнетения, сисястые демоны, религиозное насилие и прочая чернуха присутствуют не в кадре, а где-то в рассказах и диалогах.
Не знаю, хорошо это или плохо. (Ну мне - плохо. Кому-то, думаю, и хорошо.)
Графика немного улучшилась:

(командующий Каллен, теперь любимец фандома, кстати)
Про чё: главный герой с внезапно имбовой рукой и его друзья (которые сначала хотели дать ему пи*ды) пытаются бороться с набегающими из иного мира квакозябрами и захватом мира на фоне тотального говносрача людишек. Персонажи учреждают (много лет несуществующую) Инквизицию (пафос!) для борьбы за мир во всеми мире.
Теперь можно творить всякую дичь под флагом с волосатым глазом. Yay!
читать дальше
Это реально толпа гопорей, потому что модельки в роликах (обычно) ходят как гопари.

Еретики есть? А если найдем?
Начинается всё, правда, печальненько.
Редактор персонажей всратый.
С какого-то хрена половина причесок – это лысые и полулысые прически. Для женских персонажей практически ничего нет. Ладно если играете за панка или бойца ММА, но большинство игроков (кто бы мог подумать!) обычно гоняет за девчуль.
Лица… У каждой расы есть черты, от которых практически невозможно избавится. Я столько на ковырялась в редакторе еще не в одной игре… прежде чем от вида созданного персонажа перестало хотеться плакать и смеяться одновременно. Единственные лица, которые выглядят не уебищно по дефолту – это морды кунари.
Ктолщине жоп телосложению у меня большие вопросы.
Телосложение менять нельзя, поэтому все женские модельки – жопастые и сисястые, не зависимо от расы. (И все одинаково бегают, усиленно виляя жопами. Адекватно на гламурных девахах, но на бойбабах – абсолютно нелепо.)
А идея-то была понятна…
Эльфы – худые, кунари – качки, люди – в меру упитанные, но почему-то это касается больше сюжетных персонажей, а не вашего ГГ.
Ваш персонаж будет отличаться от них и выглядеть как говно. Потому что нелюдям не завезли ширины плеч и вместо рук пришили какие-то веточки.
В итоге. Эльфы – гидроцефальные глисты в стакане, а эльфийки – глисты в стакане с нелепо торчащими сиськами и жопой. (При этом местные эльфы Сера и Солас нормально так сложены.)
Начинаешь играть за кунари (Ж), но не получаешь женскую копию Быка… просто жопастая дылда с тонкими ручками.
Зато все люди – это перекаченные качки и сисястые дивы. Как будто за модель брали героев порнофильмов.
На выбор есть 4 расы: люди, эльфы, гномы и кунари. Если с тремя первыми всё понятно, то надо пояснить про кунари. Этот такие огромные детины с рогами, которые отличаются от всех остальных не только внешностью, но и укладом жизни. (Если кратенько, то у них эдакий социалистически-диктатурный матриархат.) И они круты. (Могу смело сказать, что теперь дрочу не только на эльфов, но и на кунари тоже.)
Три специальности: мелишник, ловкач, маг. И их нельзя менять, естественно. (Можно менять внешность.)
У каждой расы будет своя предыстория и на вашу расу и пол будут как-то реагировать.
( - Кассандра, а почему я не могу стать верховной жрицей?
- Ты совсем тупой что ли? Потому что ты мужик.)
Второе печальненькое в игре – это пролог.
Нужно 40 минут по лысым горам убивать унылых врагов ржавой вилкой. Он настолько уныл, что, поиграв в него, я бросила игру и вернулась через год. (Не повторяйте моей ошибки.)
Его надо просто взять и пережить.
Кстати, сразу скажу, что
есть дрочибельное арт-оформление. Ценители прекрасного не останутся голодными.

Сюжет - какая-то хрень.

Сюжеты первых двух игр развивались параллельно: один персонаж разбирался с порождениями тьмы, которые убивали всех и сеяли чуму (действительно стрёмная фигня), а второй оказался замешан в терках МАГОВ и ПАЛАДИНОВ. И там как-то серьезно было.
А теперь что?
Съехавшие на Конклав для мирных переговоров руководители сторон (воюющих магов и паладинов) был уничтожены взрывом, открывшим в завесе (между «нашим» миром и миром духов) дыру, из которой полезли демоны. Мир погрузился в хаос, потому что храмовники остались без руководителей, и маги тоже. (И еще демоны.)
И наши решают учредить Инквизицию, чтоб не телиться, а ЛЕЖАТЬНАХУЙМОРДОЙВСТОЛ!1
А закрывать дыры в завесе будет… вон тот мудак. То есть вы (игрок).
Потому что вы необъяснимо выжили во время взрыва и вы столь же необъяснимо можете это делать при помощи своей руки. (Хотя, вроде бы, очевидно, что герою просто прилетел какой-то кусок магической технологии, но персонажи упорно не могут это понять.)
(Некоторые тут обвиняют игру в эксплуатация боянного хода с «избранным», но я возражу. Игрок не избранный сам по себе, что много раз обговаривалось по сюжету, а просто появился не в то время и не в том месте.)
И вот всю игру мы занимаемся латанием дыр в завесе и разборками с ужасно унылыми и нестрашными демонами, которые даже не занимались захватыванием разума живых, как должны (по канону).
И ладно там, идея воссоздания Инквизиции вполне годная, она вписывается в мир. Самое печальное – это главный злодей Корифей. Клишированный болтун, который хочет захватить мир. Позорище, а не антагонист.

(Вот этот.)
При том что сюжетные квесты интересные, там много разных персонажей что-то осмысленно делают, есть моральные дилеммы и т.п. Зачин придумали, конфликт и главного антагониста для следующей части придумали, персонажей придумали, а ту связующую нить, которая всё это объединит, забыли. И в последний момент воскресили врага из предыдущей игры и высосали из пальца ему мотивацию.
Даже раскрыть персонажа забыли.
У более мелких врагов есть истории, мотивации и оправдание. (Половина противников вызывает сострадание, за всю игру я казнила только 1 «злодея», потому что был однозначный ушлёпок.)
А у главного протагониста – нет. Он просто дебил.
И ведь были же нормальные две игры до этого, с годным сюжетом, который на ютубе можно смотреть как сериал.
А теперь словно на коленке сочинили. (Да, у меня есть ощущение, что сюжет переделали в последний момент.)
Развитие этого недюсюжета тоже кривое. Вначале бушует война магов и паладинов, которая началась «Dragon Age 2». НО.
Очень быстро война прекратилась (мне с трудом удалось понять, почему, объяснение было дано в одном диалоге) и мы стали бегать за этим нелепым болтуном Корифеем.
А потом он – за нами.
А потом оказалось, что следующей части будет многогранный главный злодей, цели которого мне лично нравятся но которому игра не дала помочь.
(И зачем эта нелепость хотела залезть в потусторонний мир, чтобы стать богом? Как это поможет-то? И если нахождение в мире демонов делает богом, то почему все туда не ломятся ордой?)
Положительно, что в этой части очень много внимания уделили храмовникам. В предыдущих больше было про магов. И так, что игрок обычно сочувствовал им и не любил храмовников. Теперь храмовники представлены так, что не любить их игрок будет еще сильнее. Потому что подход «Давайте не будет ничего делать, а просто сядем на жопу и помолимся» ни одному адекватному человеку не понравится.
(Ну чо, «Байовары» точно изобразили суть религии. Лицемерие, злоба ко всем, кто не такой как ты, садизм, если можно. Маги против Храмовников – это ничто иное, как Наука против Религиозного мракобесия. Хитро.)
Мир очень понравился. В мире много опасностей и противоборствующих сторон с конфликтами интересов, а не просто какие-то злые орки из-под земли, которых надо затолкать обратно под землю.
Например, под землёй находятся какие-то древние боги (драконы), которые могут превратиться в архи-демонов и начать мор, если до них доберутся порождения тьмы (местные орки). То есть, мир находится под угрозой экстерминатуса постоянно, и таких моров было уже 5.
Гномы, которые живут под землёй, - под угрозой вымирания, потому что порождения тьмы первыми убивают их и от близости к мору у них очень плохо с репродуктивной системой. У них своё, интересное кастовое общество. (Гномы, вышедшие на поверхность, изгоняются из своей касты и становятся изгоями. Однако без таких гномов жить под землёй нельзя, ведь они занимаются контрабандой с людьми, обеспечивают подземных всеми необходимыми материалами.)
На земле, в разных государствах, живут люди. С ними всё понятно.

Гномички в игре по каким-то причинам офигенны. (Возможно, просто потому что они наконец-то есть, ведь в классических, дышащих мизогинией и удушливой маскулинностью фэнтези, гномичек обычно никто никогда не видел.)
Кунари живут по своему кодексу (Куну) где-то за картой. Кун отрицает индивидуальность и ставит на первое место всеобщее благо. Мужчины только воюют, а женщины занимаются всем остальным (управлением, обучением).
Гномы – уже не просто бородатые дебилы, а весьма интересные товарищи.
Они и кунари во многом отличаются от людей, а вот эльфы…
Эльфы – это просто тощая копия людей, которые почему-то страдают и вымирают. Опять. Мне здорово надоел этот штамп о с-какого-то-хера ущемляемых эльфах. Почему? Почему всех кошмарящей расой всё время оказывается такая уязвимая, как люди? Американские индейцы (на которых ссылались сценаристы) исчезли, потому что разница в техническом развитии с европейцами была несопоставимой, но тут это не работает.
Здорово решили про магию.
В мире "DA" магия – врожденный талант, который может быть опасен без работы над ним, поэтому всех людей/эльфов, проявляющих маг.способности, насильно запирают в подобие тюрем (Круги), где храмовники над ними превышают свой круг должностях полномочий.
Отсюда один из главных конфликтных моментов всей серии: можно ли лишать живых существ свободы и/или воли ради потенциальной безопасности всех остальных или же маги должны быть свободны, ведь магия – это всего лишь инструмент.
Ну самый удивительный элемент мира "DA" – всепобедившее равноправие.

Женщина – равноправный член общества, а не пи@да с ногами. Женщины везде.
Ну там, женщины-вояки, женщины-шпионы, женщины-маги, женщины-жещины…
Аналог папы Римского – женщина. И местный Иисус – тоже… женщина.
3/4 моего военного совета – женщины…
Ни одна игра ещё не оскорбляла чувства женоненавистников, как эта.
Ещё можно ездить на лосе.

(И да, даже нужно, потому что нет телепортов под каждым деревом.)
Боевка
Даже через 15 часов игры меня мудохали сраные медведи и пауки.

Это и не стратегия (к счастью), и не экшен.
Это… нечто. Такое… Я не знаю, что это.
Особенно в начале, когда все в твое компании только и умеют, что тыкать ржавой вилкой.
Враги респавнятся из ниоткуда! Идешь такой, видишь медведя. Думаешь: «О, уж вчетвером-то заганкаем!» И когда начинаешь с ним драться, из ниоткуда выскакивает какая-то ниндзя-черепашка и начинает тебя и всю твою пати уделывать. На болоте точно так же из-под земли (болота) вылезают мертвяки и укладывают всех ядовитыми стрелами. (Но это особенность болот. Нас даже предупреждают… В одном диалоге. Слушайте, что вам говорят, кстати.)
Иногда мои путешествия заканчивались в 100 метрах от лагеря. Не шучу. Решил убить медведя, в накастовал толпу ассасинов.
И знаете... в конце игры, когда ты докачался до 20-го уровня (это тут как бы много), вся история повторяется, только в ДЛЦ или если включить скейл врагов по вам. То есть, ты 20-го уровня, враги - тоже, но мудохают они тебя точно так же, как медведи в начале. Я такой красивый и обутый, но нас затаптывает на смерть броненосец в Челюстях Гаконa.

Одна из самых непостижимых вещей во всей игре - откуда меня все в лицо знают? В любой дыре со мной будут здороваться по титулу. Что там, кто-то в инстаграме со мной фотки постит что ли?
(По личному имени обратились один раз. ОДИН. Походу, никто вообще не в курсе, что у меня есть имя.)
Стратегии в боевке мало (к счастью), поэтому без вас команда будет створить дичь на свое усмотрение.
Вы можете открыть окно стратегии и велеть персонажу «идти вот сюда», но после этого он опять побежит обратно и начнет бить врага посохом по голове.
М-да.
По классам.
Мелишные классы показались слишком скучными, плюс в игре у врагов совершенно невменяемые хитбоксы и отсутствует привычное уклонение. (Не, у двух классов из трёх есть что-то вроде кувырка, который надо открывать, но толку мало.) Мелишный бой – это какие-то случайные махания конечностями, со случайными попаданиями врага по тебе и тобой – по врагу. Мечник со щитом – самый эффективный, по лучше когда им является напарник (Кассандра, Блеквол).
Понравилось играть за ловкача. Причем, луком. Расстреливать всех издалека – прямо веселье. Ловкач с кинжалами по урону – какая-то нелогичная имба. (Впрочем, компенсируется умением бликровать удары только жопой, то есть, ловкачи первые же и складываются. Или вторые после двуручей. Смешно, но факт.)
За мага играть интересно, но бывает сложно. (Например, против других магов. Неожиданно, да?)

Помимо себя любимого можно брать с собой еще 3 спутников и между ними переключаться. Т.е. фактически у вас есть 10 игровых персонажей на выбор. (И выбор не чисто косметический, а потому что доступных навыков у каждого персонажа гораздо больше, чем кнопок, на которые их можно назначить.)
Кстати, маги в этой части не лечат.
Персонажи

Вы, наверное, слышали, что в "DA" есть продуманные персонажи со своими конфликтами и трагедиями? Это правда.
Но, по сравнению с предыдущими частями, трагедий мало и персонажи живут весьма счастливо и неплохо.
То есть, если в "DA2" какой-нибудь Фенрис или Андерс (или мамка ГГ) выносят мозги, но ты всё же, понимаешь, что жизнь у них была хреновая и этот мозговынос – закономерное явление, то здесь вот… нет. Ни у одного из персонажей нет по-настоящему хреновой жизни.
Впрочем, если не сравнивать, этого можно и не знать.
Отличительная черта персонажей игры – это то что они тебе одновременно и нравятся, и чем-то бесят.
Есть три очаровательных советника, 9 бойцов-корешей.

Дефолтные кореша:
Кассанда Пентагаст. Всё время какую-то хрень мне советует. Мне лично не нравится ее цундерность, что она из чёткой тётки превращается в какую-то романтичную девочку и обратно. (Боян же. Впрочем, могу предположить, что это додумали, чтобы она не была копипастой Эвелин из "DA2".)
Полагаю, разрушает стереотипное представление о танках.
Варрик Тетрас – очень модный гном, который еще и пишет грязные романчики. (Совсем не напоминает Джирайю из «Наруто», да.)
Бесполезный ловкач. Ибо его арбалет надо прокачивать, находя детали, в то время как другим ловкачам можно просто дать имбовый лук.
Но как персонаж, он прекрасным образом разрушает стереотипное представление о гномах.
Солас – эльфомаг, который пожизни обсирает любые твои решения. Старпёр. Олицетворение занудности пенсионного возраста. Персонаж столь же интересный, сколь и бесявый. (Меня лично бесят его скулы.)
Думаю, разрушает стереотипное представление о прекрасных эльфах. (Он лысый.)
Приходящие кореша:
Железный Бык. Альфач здорового человека. Очень позитивный чувак, которого никак нельзя ни обидеть, ни расстроить. Конечно же, бухает. Конечно же, любит драку. Конечно же, даёт всем, кто нуждается. А на самом деле – хитрый Штирлиц.
Выглядит эффектно, но в бою бесполезен, так как складывается первый. (Вечное проклятье двуручей.) Бесит только этим.
Естественно, разрушает стереотипное представление об альфачах.
Блекволл – простойрусский мужик. Нормальный тру-мужик.
Вивьен – гламурная магичка. Абсолютно непродуманный персонаж, добавленный чтобы игроки могли любоваться красиво колышашеся жопой. Я натурально не вижу смысла в существовании этого персонажа. С другими героями она никак не пересекается, держится обособленно, никакой лично трагедии или интересной бэкстори не имеет.
Жопа красивая, спору нет, но этого недостаточно.
Дориан Павус – мажор и красотка. Иногда хочется уебать его лопатой.
Разрушает стеретипное представление о магах. (К магам-качкам меня жизнь не готовила.)
Сэра – эльфийская лучница. Перманентно Робин Гуд. Ебанутая ебанашка из страны Ебанатия.Моя в игре безответная любовь. (Отличная компенсация унылой Мерилит из предыдущей части.)
Разрушает стеретипное представление об эльфийках. («Лови стрелу в еб@ло, с@ка-бл@дь! Кек, лол!»(с))
Коль. Неудачный персонаж. Двадцатипятилетний мужик с косой саженью в плечах все почему-то называют «мальчиком». Почему-то ловкач, хотя по сюжету явно должен быть магом. Игнорирует законы мира, по которым духи в мире людей могут быть либо в виде демонов, либо захватив кого-то.
В общем, вместо загадочного, но опасного духа, которого половина персонажей боится, – какой-то деревенский овце@б.
(Подозреваю, персонажа переработали и добавили возраста. Среди артов к игре можно найти версии его дизайна более юные и готишные. И на мальчика похож, и «не от мира сего», и прототип жалко... И шляпа клёвая. Но нет.)
Во время путешествий кореша ведут диалоги, состоящие, главным образом, из доебов друг до друга.
В свободное время (в хабе) можно с ними говорить и общаться. (Мне всегда невыносимо больно смотреть, как Солас стоит босой на снегу… Или что у Каллена в спальне полкрыши нет.)
Романтика
В этой части женские персонажи лишились перка, который позволял им раньше укладывать в постель абсолютно всех корешей, не зависимо от пола. Но вариантов для Ж всё равно больше. (Потому что Каллен должен быть бисексуальным, но при разработке игры на него не хватило времени. Жаль. Каллена любят фанатки. Каллена постоянно домогаются в игре. Даже разрабы постят в твиттерах картинки с голым Калленом на коне.)
Занятно, что ничто не проходит бесследно, прочие персонажи немедленно начинают лезть в твою жизнь, сплетничать, попрекать пятнами на репутации Инквизиции и т.п.
В общем, реализовано итересно и иногда непредсказуемо.
( - Инквизитор, у нас так много общего! Мы с тобой любим женщин.
- Сэра!!!??? (ಥ﹏ಥ
)
По крайней мере, роман с Дорианом мне запомнился. (Дориан выебал все мозги. Жиза.спасибо, Байовар)
Квесты
Сюжетные квесты я ненавижу. Они долгие и их трудно выполнить так, чтобы всё не накрылось пиз№ой.
Особенно вот этот квест, где нужно рядиться в щелкунчиков, вести высокоинтеллектуальный разговоры с буржуями и в упячке бегать по задворкам, пока каждую минуту у тебя падает уровень буржуйского одобрения (с перспективой быть выгнанным с голой жопой на мороз):

И в первый раз на этот квест у меня ушло 5 часов, т.е. половина времени среднестатической современной игры. И я даже не выполнила половины сайд-квестов к нему.
Что до охулиарда побочных квестов… То есть тупые квесты типа «найди вот это, отмеченное на карте» и нормальные, когда то, что надо сделать, неочевидно.
Непонятно, почему так. Зачем нам в начале искать закладки контрабандистов, которые видно на карте? Нормальный был бы квест, если бы надо было их шарить самостоятельно. А так – херня на отъебись для дебилов.

Стратегические квесты на карте, на выполнение которых надо отправлять советников (отправлять на реальное игровое время) стоит отметить тем, что они приносят полезные вещи и могут связаны между собой.
(Есть цепочки квестов, которые легко нарушить. Например, играя за эльфа, можно уничтожить весь свой клан, выбрав неправильного советника для его выполнения.)
За стратегические квесты что-то дают, но обычно пока советник вернется с наградой типа шлема, ты уже накопал лучше.
В целом, квестов много и они отличаются в зависимости от "путей" прохождения. Ценность их не в наградах (ибо их мало), а в том, как они помогают понять мир, персонажей и т.п.
Локации - это вин.
Во-первых, их много. Во-вторых, на них черт ногу сломит.
Ну вот как-то так:

Не очень понятно, как куда добраться или почему части закрыты и как открыть их.
Экономика – это пять.
В игре нельзя заработать деньги, кроме как продавая отжатое или изредка находя оброненные гроши. За отжатое дают мало. (Сундуки респавнятся, если оставлять в них 1 вещь, это главный лайвхакхак в игре, кстати.) Ряды врагов тоже со временим редеют. Короче, ты начале бомж, и в конце бомж. Траву приходится самолично собирать, потому что она дофига дорогая. (Да, опция сбора бутылок в игре есть.)
Русский перевод
Не то что бы говно, просто плохой. Но тут ничего удивительного. Русские локализаторы хронически не хотят платить профессионалам, поэтому нанимают студентов за еду.
Заметно, что над игрой издевались несколько человек, лучшие из которых всё же смогли перевести простой английский текст, не переврав его полностью, но всё равно слыхом не слыхивали про стилистику языка.
Злостно ругающиеся персонажи в русской версии стали тургеневскими барышнями, которые стыдливо бормочат детсадовские ругательства.
Хотя, может, переводили и не студенты, а пенсионерки-учительницы. Только они могли перевести «fucking» как «проклятый», восклицание «shit!» как «дерьмо», а «ass» как «попа».
Хотя на самом деле там была
«Еб@ная»
«Бля@ь!»
«Жопа».
Поэтому я ничего даже не скажу про вездесущий испанский стыд вроде «Легкая урна…» вместо «Возжечь урну…», «Место» вместо «Положить» или «сабачья кожа», потому что в команде умеющих гугл-транслейтить не было редактора.
В общем, на ПК это приходится терпеть, потому что сменить можно только язык озвучки (и закачивается он отдельно), а не язык самой игры.
DLC
Тру-эндинг игры залочен в DLC. Кто это придумал?
Два других DLC – это большие, но пустые карты. В Челюстях Гаккона просто пустота, где ткнули для приличия каких-то перекаченных пауков-убийц.
DLC про Глубинные тропы выглядит как высасывание из пальца (потому что про эти тропы было уже в предыдущих играх). И хотя мини-стори про гномичку интересная, само DLC скучное.
Итог
Не смотря на всё вышенаписанное, игра мне очень понравилась. Это такой, пусть и очень оказуаленный, но артефакт от нормальных трёхмерных РПГ. Будучи реалистом, не верю, что в обозримом времени нам дадут что-то похожее.
Разраб-к: BioWare
Издатель: EA
Год: 2014
Жанр: (экшн?)РПГ, оскорбление чувств гомофобов и мизогонов

Годная РПГ. (Именно РПГ, а не экшончик с возможностью сменить штаны.) Есть много чего для счастья.
Даркфэнтези.
Продуманный мир.
Кастомизация.
Не нужно играть в предыдущие части, чтоб понять, что происходит.
Выбор классов.
Возможность нести ответственность за свои поступки
Воображаемые друзья.
Больше заебистые карты.
Адекватная экономика
Персонажи с продуманными характерами и историями. (На которых не посрать.)
100500 квестов.
100500 квестов, которые ты пропустил.
ЭЛЬФЫ!
Недостатки тоже есть, и немало. Но их меньше.
Кто на знал (типа меня), а Dragon Age - это большой и крутой по лору дарк-фэнтезийный мир с драконами, эльфами, гномами, магами, паладинами, чупакабрами, гомоеблей и кровякой.
Но если мир Толкиена уже безнадежно морально устарел, то "DA" – это уже то, что надо сегодня.
Есть три полноценные (консольные) игры: «Dragon Age: Origins», «Dragon Age 2», «Dragon Age: Inquisition». (На ПК они изданы через жопу. В смысле, с принудительной русской озвучкой и интерфейсом. Это не для слабонервных.)
Дебри лора усложняют романы, комиксы и казуальные аддоны на телефон/браузер. Но про это я не буду. (Сценаристов, тем более, уже прогнали, так что будущее серии туманно.)
«Dragon Age: Inquisition» - самая последняя мультиплатформенная игра. И… самая позитивная. Теперь у нас солнышко светит, а рабство, чума, кровавые жертвы, угнетения, сисястые демоны, религиозное насилие и прочая чернуха присутствуют не в кадре, а где-то в рассказах и диалогах.
Не знаю, хорошо это или плохо. (Ну мне - плохо. Кому-то, думаю, и хорошо.)
Графика немного улучшилась:

(командующий Каллен, теперь любимец фандома, кстати)
Про чё: главный герой с внезапно имбовой рукой и его друзья (которые сначала хотели дать ему пи*ды) пытаются бороться с набегающими из иного мира квакозябрами и захватом мира на фоне тотального говносрача людишек. Персонажи учреждают (много лет несуществующую) Инквизицию (пафос!) для борьбы за мир во всеми мире.
Теперь можно творить всякую дичь под флагом с волосатым глазом. Yay!
читать дальше
Это реально толпа гопорей, потому что модельки в роликах (обычно) ходят как гопари.

Еретики есть? А если найдем?
Начинается всё, правда, печальненько.
Редактор персонажей всратый.
С какого-то хрена половина причесок – это лысые и полулысые прически. Для женских персонажей практически ничего нет. Ладно если играете за панка или бойца ММА, но большинство игроков (кто бы мог подумать!) обычно гоняет за девчуль.
Лица… У каждой расы есть черты, от которых практически невозможно избавится. Я столько на ковырялась в редакторе еще не в одной игре… прежде чем от вида созданного персонажа перестало хотеться плакать и смеяться одновременно. Единственные лица, которые выглядят не уебищно по дефолту – это морды кунари.
К
Телосложение менять нельзя, поэтому все женские модельки – жопастые и сисястые, не зависимо от расы. (И все одинаково бегают, усиленно виляя жопами. Адекватно на гламурных девахах, но на бойбабах – абсолютно нелепо.)
А идея-то была понятна…
Эльфы – худые, кунари – качки, люди – в меру упитанные, но почему-то это касается больше сюжетных персонажей, а не вашего ГГ.
Ваш персонаж будет отличаться от них и выглядеть как говно. Потому что нелюдям не завезли ширины плеч и вместо рук пришили какие-то веточки.
В итоге. Эльфы – гидроцефальные глисты в стакане, а эльфийки – глисты в стакане с нелепо торчащими сиськами и жопой. (При этом местные эльфы Сера и Солас нормально так сложены.)
Начинаешь играть за кунари (Ж), но не получаешь женскую копию Быка… просто жопастая дылда с тонкими ручками.
Зато все люди – это перекаченные качки и сисястые дивы. Как будто за модель брали героев порнофильмов.
На выбор есть 4 расы: люди, эльфы, гномы и кунари. Если с тремя первыми всё понятно, то надо пояснить про кунари. Этот такие огромные детины с рогами, которые отличаются от всех остальных не только внешностью, но и укладом жизни. (Если кратенько, то у них эдакий социалистически-диктатурный матриархат.) И они круты. (Могу смело сказать, что теперь дрочу не только на эльфов, но и на кунари тоже.)
Три специальности: мелишник, ловкач, маг. И их нельзя менять, естественно. (Можно менять внешность.)
У каждой расы будет своя предыстория и на вашу расу и пол будут как-то реагировать.
( - Кассандра, а почему я не могу стать верховной жрицей?
- Ты совсем тупой что ли? Потому что ты мужик.)
Второе печальненькое в игре – это пролог.
Нужно 40 минут по лысым горам убивать унылых врагов ржавой вилкой. Он настолько уныл, что, поиграв в него, я бросила игру и вернулась через год. (Не повторяйте моей ошибки.)
Его надо просто взять и пережить.
Кстати, сразу скажу, что
есть дрочибельное арт-оформление. Ценители прекрасного не останутся голодными.

Сюжет - какая-то хрень.

Сюжеты первых двух игр развивались параллельно: один персонаж разбирался с порождениями тьмы, которые убивали всех и сеяли чуму (действительно стрёмная фигня), а второй оказался замешан в терках МАГОВ и ПАЛАДИНОВ. И там как-то серьезно было.
А теперь что?
Съехавшие на Конклав для мирных переговоров руководители сторон (воюющих магов и паладинов) был уничтожены взрывом, открывшим в завесе (между «нашим» миром и миром духов) дыру, из которой полезли демоны. Мир погрузился в хаос, потому что храмовники остались без руководителей, и маги тоже. (И еще демоны.)
И наши решают учредить Инквизицию, чтоб не телиться, а ЛЕЖАТЬНАХУЙМОРДОЙВСТОЛ!1
А закрывать дыры в завесе будет… вон тот мудак. То есть вы (игрок).
Потому что вы необъяснимо выжили во время взрыва и вы столь же необъяснимо можете это делать при помощи своей руки. (Хотя, вроде бы, очевидно, что герою просто прилетел какой-то кусок магической технологии, но персонажи упорно не могут это понять.)
(Некоторые тут обвиняют игру в эксплуатация боянного хода с «избранным», но я возражу. Игрок не избранный сам по себе, что много раз обговаривалось по сюжету, а просто появился не в то время и не в том месте.)
И вот всю игру мы занимаемся латанием дыр в завесе и разборками с ужасно унылыми и нестрашными демонами, которые даже не занимались захватыванием разума живых, как должны (по канону).
И ладно там, идея воссоздания Инквизиции вполне годная, она вписывается в мир. Самое печальное – это главный злодей Корифей. Клишированный болтун, который хочет захватить мир. Позорище, а не антагонист.

(Вот этот.)
При том что сюжетные квесты интересные, там много разных персонажей что-то осмысленно делают, есть моральные дилеммы и т.п. Зачин придумали, конфликт и главного антагониста для следующей части придумали, персонажей придумали, а ту связующую нить, которая всё это объединит, забыли. И в последний момент воскресили врага из предыдущей игры и высосали из пальца ему мотивацию.
Даже раскрыть персонажа забыли.
У более мелких врагов есть истории, мотивации и оправдание. (Половина противников вызывает сострадание, за всю игру я казнила только 1 «злодея», потому что был однозначный ушлёпок.)
А у главного протагониста – нет. Он просто дебил.
И ведь были же нормальные две игры до этого, с годным сюжетом, который на ютубе можно смотреть как сериал.
А теперь словно на коленке сочинили. (Да, у меня есть ощущение, что сюжет переделали в последний момент.)
Развитие этого недюсюжета тоже кривое. Вначале бушует война магов и паладинов, которая началась «Dragon Age 2». НО.
Очень быстро война прекратилась (мне с трудом удалось понять, почему, объяснение было дано в одном диалоге) и мы стали бегать за этим нелепым болтуном Корифеем.
А потом он – за нами.
А потом оказалось, что следующей части будет многогранный главный злодей, цели которого мне лично нравятся но которому игра не дала помочь.
(И зачем эта нелепость хотела залезть в потусторонний мир, чтобы стать богом? Как это поможет-то? И если нахождение в мире демонов делает богом, то почему все туда не ломятся ордой?)
Положительно, что в этой части очень много внимания уделили храмовникам. В предыдущих больше было про магов. И так, что игрок обычно сочувствовал им и не любил храмовников. Теперь храмовники представлены так, что не любить их игрок будет еще сильнее. Потому что подход «Давайте не будет ничего делать, а просто сядем на жопу и помолимся» ни одному адекватному человеку не понравится.
(Ну чо, «Байовары» точно изобразили суть религии. Лицемерие, злоба ко всем, кто не такой как ты, садизм, если можно. Маги против Храмовников – это ничто иное, как Наука против Религиозного мракобесия. Хитро.)
Мир очень понравился. В мире много опасностей и противоборствующих сторон с конфликтами интересов, а не просто какие-то злые орки из-под земли, которых надо затолкать обратно под землю.
Например, под землёй находятся какие-то древние боги (драконы), которые могут превратиться в архи-демонов и начать мор, если до них доберутся порождения тьмы (местные орки). То есть, мир находится под угрозой экстерминатуса постоянно, и таких моров было уже 5.
Гномы, которые живут под землёй, - под угрозой вымирания, потому что порождения тьмы первыми убивают их и от близости к мору у них очень плохо с репродуктивной системой. У них своё, интересное кастовое общество. (Гномы, вышедшие на поверхность, изгоняются из своей касты и становятся изгоями. Однако без таких гномов жить под землёй нельзя, ведь они занимаются контрабандой с людьми, обеспечивают подземных всеми необходимыми материалами.)
На земле, в разных государствах, живут люди. С ними всё понятно.

Гномички в игре по каким-то причинам офигенны. (Возможно, просто потому что они наконец-то есть, ведь в классических, дышащих мизогинией и удушливой маскулинностью фэнтези, гномичек обычно никто никогда не видел.)
Кунари живут по своему кодексу (Куну) где-то за картой. Кун отрицает индивидуальность и ставит на первое место всеобщее благо. Мужчины только воюют, а женщины занимаются всем остальным (управлением, обучением).
Гномы – уже не просто бородатые дебилы, а весьма интересные товарищи.
Они и кунари во многом отличаются от людей, а вот эльфы…
Эльфы – это просто тощая копия людей, которые почему-то страдают и вымирают. Опять. Мне здорово надоел этот штамп о с-какого-то-хера ущемляемых эльфах. Почему? Почему всех кошмарящей расой всё время оказывается такая уязвимая, как люди? Американские индейцы (на которых ссылались сценаристы) исчезли, потому что разница в техническом развитии с европейцами была несопоставимой, но тут это не работает.
Здорово решили про магию.
В мире "DA" магия – врожденный талант, который может быть опасен без работы над ним, поэтому всех людей/эльфов, проявляющих маг.способности, насильно запирают в подобие тюрем (Круги), где храмовники над ними превышают свой круг должностях полномочий.
Отсюда один из главных конфликтных моментов всей серии: можно ли лишать живых существ свободы и/или воли ради потенциальной безопасности всех остальных или же маги должны быть свободны, ведь магия – это всего лишь инструмент.
Ну самый удивительный элемент мира "DA" – всепобедившее равноправие.

Женщина – равноправный член общества, а не пи@да с ногами. Женщины везде.
Ну там, женщины-вояки, женщины-шпионы, женщины-маги, женщины-жещины…
Аналог папы Римского – женщина. И местный Иисус – тоже… женщина.
3/4 моего военного совета – женщины…
Ни одна игра ещё не оскорбляла чувства женоненавистников, как эта.
Ещё можно ездить на лосе.

(И да, даже нужно, потому что нет телепортов под каждым деревом.)
Боевка
Даже через 15 часов игры меня мудохали сраные медведи и пауки.

Это и не стратегия (к счастью), и не экшен.
Это… нечто. Такое… Я не знаю, что это.
Особенно в начале, когда все в твое компании только и умеют, что тыкать ржавой вилкой.
Враги респавнятся из ниоткуда! Идешь такой, видишь медведя. Думаешь: «О, уж вчетвером-то заганкаем!» И когда начинаешь с ним драться, из ниоткуда выскакивает какая-то ниндзя-черепашка и начинает тебя и всю твою пати уделывать. На болоте точно так же из-под земли (болота) вылезают мертвяки и укладывают всех ядовитыми стрелами. (Но это особенность болот. Нас даже предупреждают… В одном диалоге. Слушайте, что вам говорят, кстати.)
Иногда мои путешествия заканчивались в 100 метрах от лагеря. Не шучу. Решил убить медведя, в накастовал толпу ассасинов.
И знаете... в конце игры, когда ты докачался до 20-го уровня (это тут как бы много), вся история повторяется, только в ДЛЦ или если включить скейл врагов по вам. То есть, ты 20-го уровня, враги - тоже, но мудохают они тебя точно так же, как медведи в начале. Я такой красивый и обутый, но нас затаптывает на смерть броненосец в Челюстях Гаконa.

Одна из самых непостижимых вещей во всей игре - откуда меня все в лицо знают? В любой дыре со мной будут здороваться по титулу. Что там, кто-то в инстаграме со мной фотки постит что ли?
(По личному имени обратились один раз. ОДИН. Походу, никто вообще не в курсе, что у меня есть имя.)
Стратегии в боевке мало (к счастью), поэтому без вас команда будет створить дичь на свое усмотрение.
Вы можете открыть окно стратегии и велеть персонажу «идти вот сюда», но после этого он опять побежит обратно и начнет бить врага посохом по голове.
М-да.
По классам.
Мелишные классы показались слишком скучными, плюс в игре у врагов совершенно невменяемые хитбоксы и отсутствует привычное уклонение. (Не, у двух классов из трёх есть что-то вроде кувырка, который надо открывать, но толку мало.) Мелишный бой – это какие-то случайные махания конечностями, со случайными попаданиями врага по тебе и тобой – по врагу. Мечник со щитом – самый эффективный, по лучше когда им является напарник (Кассандра, Блеквол).
Понравилось играть за ловкача. Причем, луком. Расстреливать всех издалека – прямо веселье. Ловкач с кинжалами по урону – какая-то нелогичная имба. (Впрочем, компенсируется умением бликровать удары только жопой, то есть, ловкачи первые же и складываются. Или вторые после двуручей. Смешно, но факт.)
За мага играть интересно, но бывает сложно. (Например, против других магов. Неожиданно, да?)

Помимо себя любимого можно брать с собой еще 3 спутников и между ними переключаться. Т.е. фактически у вас есть 10 игровых персонажей на выбор. (И выбор не чисто косметический, а потому что доступных навыков у каждого персонажа гораздо больше, чем кнопок, на которые их можно назначить.)
Кстати, маги в этой части не лечат.
Персонажи

Вы, наверное, слышали, что в "DA" есть продуманные персонажи со своими конфликтами и трагедиями? Это правда.
Но, по сравнению с предыдущими частями, трагедий мало и персонажи живут весьма счастливо и неплохо.
То есть, если в "DA2" какой-нибудь Фенрис или Андерс (или мамка ГГ) выносят мозги, но ты всё же, понимаешь, что жизнь у них была хреновая и этот мозговынос – закономерное явление, то здесь вот… нет. Ни у одного из персонажей нет по-настоящему хреновой жизни.
Впрочем, если не сравнивать, этого можно и не знать.
Отличительная черта персонажей игры – это то что они тебе одновременно и нравятся, и чем-то бесят.
Есть три очаровательных советника, 9 бойцов-корешей.

Дефолтные кореша:
Кассанда Пентагаст. Всё время какую-то хрень мне советует. Мне лично не нравится ее цундерность, что она из чёткой тётки превращается в какую-то романтичную девочку и обратно. (Боян же. Впрочем, могу предположить, что это додумали, чтобы она не была копипастой Эвелин из "DA2".)
Полагаю, разрушает стереотипное представление о танках.
Варрик Тетрас – очень модный гном, который еще и пишет грязные романчики. (Совсем не напоминает Джирайю из «Наруто», да.)
Бесполезный ловкач. Ибо его арбалет надо прокачивать, находя детали, в то время как другим ловкачам можно просто дать имбовый лук.
Но как персонаж, он прекрасным образом разрушает стереотипное представление о гномах.
Солас – эльфомаг, который пожизни обсирает любые твои решения. Старпёр. Олицетворение занудности пенсионного возраста. Персонаж столь же интересный, сколь и бесявый. (Меня лично бесят его скулы.)
Думаю, разрушает стереотипное представление о прекрасных эльфах. (Он лысый.)
Приходящие кореша:
Железный Бык. Альфач здорового человека. Очень позитивный чувак, которого никак нельзя ни обидеть, ни расстроить. Конечно же, бухает. Конечно же, любит драку. Конечно же, даёт всем, кто нуждается. А на самом деле – хитрый Штирлиц.
Выглядит эффектно, но в бою бесполезен, так как складывается первый. (Вечное проклятье двуручей.) Бесит только этим.
Естественно, разрушает стереотипное представление об альфачах.
Блекволл – простой
Вивьен – гламурная магичка. Абсолютно непродуманный персонаж, добавленный чтобы игроки могли любоваться красиво колышашеся жопой. Я натурально не вижу смысла в существовании этого персонажа. С другими героями она никак не пересекается, держится обособленно, никакой лично трагедии или интересной бэкстори не имеет.
Жопа красивая, спору нет, но этого недостаточно.
Дориан Павус – мажор и красотка. Иногда хочется уебать его лопатой.
Разрушает стеретипное представление о магах. (К магам-качкам меня жизнь не готовила.)
Сэра – эльфийская лучница. Перманентно Робин Гуд. Ебанутая ебанашка из страны Ебанатия.
Разрушает стеретипное представление об эльфийках. («Лови стрелу в еб@ло, с@ка-бл@дь! Кек, лол!»(с))
Коль. Неудачный персонаж. Двадцатипятилетний мужик с косой саженью в плечах все почему-то называют «мальчиком». Почему-то ловкач, хотя по сюжету явно должен быть магом. Игнорирует законы мира, по которым духи в мире людей могут быть либо в виде демонов, либо захватив кого-то.
В общем, вместо загадочного, но опасного духа, которого половина персонажей боится, – какой-то деревенский овце@б.
(Подозреваю, персонажа переработали и добавили возраста. Среди артов к игре можно найти версии его дизайна более юные и готишные. И на мальчика похож, и «не от мира сего», и прототип жалко... И шляпа клёвая. Но нет.)
Во время путешествий кореша ведут диалоги, состоящие, главным образом, из доебов друг до друга.
В свободное время (в хабе) можно с ними говорить и общаться. (Мне всегда невыносимо больно смотреть, как Солас стоит босой на снегу… Или что у Каллена в спальне полкрыши нет.)
Романтика
В этой части женские персонажи лишились перка, который позволял им раньше укладывать в постель абсолютно всех корешей, не зависимо от пола. Но вариантов для Ж всё равно больше. (Потому что Каллен должен быть бисексуальным, но при разработке игры на него не хватило времени. Жаль. Каллена любят фанатки. Каллена постоянно домогаются в игре. Даже разрабы постят в твиттерах картинки с голым Калленом на коне.)
Занятно, что ничто не проходит бесследно, прочие персонажи немедленно начинают лезть в твою жизнь, сплетничать, попрекать пятнами на репутации Инквизиции и т.п.
В общем, реализовано итересно и иногда непредсказуемо.
( - Инквизитор, у нас так много общего! Мы с тобой любим женщин.
- Сэра!!!??? (ಥ﹏ಥ

По крайней мере, роман с Дорианом мне запомнился. (Дориан выебал все мозги. Жиза.
Квесты
Сюжетные квесты я ненавижу. Они долгие и их трудно выполнить так, чтобы всё не накрылось пиз№ой.
Особенно вот этот квест, где нужно рядиться в щелкунчиков, вести высокоинтеллектуальный разговоры с буржуями и в упячке бегать по задворкам, пока каждую минуту у тебя падает уровень буржуйского одобрения (с перспективой быть выгнанным с голой жопой на мороз):

И в первый раз на этот квест у меня ушло 5 часов, т.е. половина времени среднестатической современной игры. И я даже не выполнила половины сайд-квестов к нему.
Что до охулиарда побочных квестов… То есть тупые квесты типа «найди вот это, отмеченное на карте» и нормальные, когда то, что надо сделать, неочевидно.
Непонятно, почему так. Зачем нам в начале искать закладки контрабандистов, которые видно на карте? Нормальный был бы квест, если бы надо было их шарить самостоятельно. А так – херня на отъебись для дебилов.

Стратегические квесты на карте, на выполнение которых надо отправлять советников (отправлять на реальное игровое время) стоит отметить тем, что они приносят полезные вещи и могут связаны между собой.
(Есть цепочки квестов, которые легко нарушить. Например, играя за эльфа, можно уничтожить весь свой клан, выбрав неправильного советника для его выполнения.)
За стратегические квесты что-то дают, но обычно пока советник вернется с наградой типа шлема, ты уже накопал лучше.
В целом, квестов много и они отличаются в зависимости от "путей" прохождения. Ценность их не в наградах (ибо их мало), а в том, как они помогают понять мир, персонажей и т.п.
Локации - это вин.
Во-первых, их много. Во-вторых, на них черт ногу сломит.
Ну вот как-то так:

Не очень понятно, как куда добраться или почему части закрыты и как открыть их.
Экономика – это пять.
В игре нельзя заработать деньги, кроме как продавая отжатое или изредка находя оброненные гроши. За отжатое дают мало. (Сундуки респавнятся, если оставлять в них 1 вещь, это главный лайвхакхак в игре, кстати.) Ряды врагов тоже со временим редеют. Короче, ты начале бомж, и в конце бомж. Траву приходится самолично собирать, потому что она дофига дорогая. (Да, опция сбора бутылок в игре есть.)
Русский перевод
Не то что бы говно, просто плохой. Но тут ничего удивительного. Русские локализаторы хронически не хотят платить профессионалам, поэтому нанимают студентов за еду.
Заметно, что над игрой издевались несколько человек, лучшие из которых всё же смогли перевести простой английский текст, не переврав его полностью, но всё равно слыхом не слыхивали про стилистику языка.
Злостно ругающиеся персонажи в русской версии стали тургеневскими барышнями, которые стыдливо бормочат детсадовские ругательства.
Хотя, может, переводили и не студенты, а пенсионерки-учительницы. Только они могли перевести «fucking» как «проклятый», восклицание «shit!» как «дерьмо», а «ass» как «попа».
Хотя на самом деле там была
«Еб@ная»
«Бля@ь!»
«Жопа».
Поэтому я ничего даже не скажу про вездесущий испанский стыд вроде «Легкая урна…» вместо «Возжечь урну…», «Место» вместо «Положить» или «сабачья кожа», потому что в команде умеющих гугл-транслейтить не было редактора.
В общем, на ПК это приходится терпеть, потому что сменить можно только язык озвучки (и закачивается он отдельно), а не язык самой игры.
DLC
Тру-эндинг игры залочен в DLC. Кто это придумал?
Два других DLC – это большие, но пустые карты. В Челюстях Гаккона просто пустота, где ткнули для приличия каких-то перекаченных пауков-убийц.
DLC про Глубинные тропы выглядит как высасывание из пальца (потому что про эти тропы было уже в предыдущих играх). И хотя мини-стори про гномичку интересная, само DLC скучное.
Итог
Не смотря на всё вышенаписанное, игра мне очень понравилась. Это такой, пусть и очень оказуаленный, но артефакт от нормальных трёхмерных РПГ. Будучи реалистом, не верю, что в обозримом времени нам дадут что-то похожее.
Ну у нее был сайдквест, - что-то на тему ее помирающего любовника. Хотя и не очень запоминающийся ))
Моргаер, ну да, но он вообще ни о чём. (А в трейлерах она преподносилась прямо как что-то.)
(Например, в Убежище рядом с кузнецом генерится 2 вида мат-лов. Так можно вагон снять, если брать 1 вид за раз, правда, там всегда 2 одинаковых вида.)
Если это полуредкий сундук с редкими предметами (типа редких доспехов), то они рендомно генерятся при заходе в комнату. Можно перезагружать, пока не выловится нужное. (То же с сундуком за испытания.)
Если это уникальный сундук с уникальным предметом, то он, конечно, не меняется, но таках крайне мало.
хотя бюджет явно не тот же